Мастерская Лопатина и Кузьменко

   
   

Иконописные традиции Палеха

Статья О. Колесовой (ГМПИ)

Богатый творческий опыт накоплен в коллективе иконописной мастерской Лопатина и Кузьменко, руководят которой Кузьменко Александр Валентинович и Лопатин Лев Николаевич. По словам Александра Кузьменко, опыт пришел не сразу. Знаний, полученных за годы учебы в Палехском художественном училище, было не достаточно. Помогали трудолюбие, стремление бережно изучать иконописное дело старых мастеров, советы опытных художников-иконописцев.

Сегодня, опираясь на опыт старых мастеров, иконописцы мастерской Лопатина и Кузьменко создают произведения искусства, следуя православным канонам и традициям. Они имеют большой опыт иконописания и стенной росписи. Особенность их деятельности — высококачественное, профессиональное выполнение заказов.

О палехских иконописцах прошлых столетий писали: «Палешане — иконописцы, вгоняя краски в непросохшую известь штукатурки, облекали тексты священных писаний плотью жизни — если не той, какую видели, то той, которую представляли в творческом воображении... Они писали темперными красками с применением золота».

Художники мастерской Лопатина и Кузьменко так же, как в старые времена, выполняют художественнее работы темперными яичными красками и росписи твореным золотом. Кроме того, они освоили технику нанесения левкаса, чеканки по нему, позолоту натуральным сусальным золотом. Художники-иконописцы успешно сочетают старые приемы с современными долговечными материалами. Любая работа выполняется быстро и качественно при использовании современных материалов и строгом соблюдении традиций палехского иконописания. И, конечно, учитываются пожелания заказчиков.

 

Александр Валентинович Кузьменко

Родился в 1982 году в посёлке Палех Ивановской области в семье художников.
Окончил Палехскую среднюю школу в 1997 году, поступил в Палехское художественное училище имени М. Горького.

С 1999 года ещё студентом был принят на работу в Московскую фирму «Артэкспо», деятельность в которой и определила дальнейшую творческую жизнь.

С 2000 года является участником различных выставок в Германии и Италии, а так же православных ярмарках на территории Москвы.

В 2002 году с отличием окончив ПХУ, принят на работу в Кооператив «Объединение художников Палеха».

В 2005 году расписывается первый храм в Москве. Работал над росписью нескольких храмов в разных уголках России, а так же нескольких иконостасов, параллельно участвуя в различных выставках и выполняя заказы многих фирм и госструктур

С 2009 года является близким партнёром Московской галереи «Новый Эрмитаж-один».

Лев Николаевич Лопатин

Родился в 1982 году в семье палехских художников. Окончил Палехское художественное училище. Еще во время обучения на третьем курсе, поступил на работу в Палехскую иконописную мастерскую «Лик», где приобрел большой опыт иконописания и стенной росписи.

Участвовал в росписи многих храмов: Вознесенский храм в Рыбинске; Никольский храм в селе Як-Бодья, Удмуртия; конференц-зал и храм Александра Невского с селе Дивеево Нижегородской области, Покровский храм в Городце.

Также принимал участие в выставках: Всероссийская 12-ая выставка конкурсных работ молодых мастеров народных художественных промыслов России «Молодые дарования», 23 октября—29 ноября 2003 года, Москва; Выставка посвященная 80-летию палехского искусства, декабрь 2004 года, ГМПИ, Палех; Межрегиональная выставка «Православная икона — традиция и современность», 24 декабря—24 февраля 2005 года, Иваново; Международная художественная выставка посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, 2005 год, ЦДХ, Москва.

 

Сегодня, когда началось восстановление разрушенных храмов и строительство новых, растет и число выполняемых работ художниками мастерской Лопатина и Кузьменко.

Каковы же основные виды деятельности? Это прежде всего монументальная роспись храмов и написание разных видов икон: келейных, аналойных, семейных, именных, мерных, путевых, храмовых и иконостасных икон. А что можно сказать об особенностях технологи создаваемых произведений? Строгое соблюдение традиций палехского иконописания начинается с одного из важных этапов работы — отбора деревянного полуфабриката, который может быть изготовлен как из простых пород дерева, так и из ценных. Весь материал тщательно подготавливается и просушивается.

Важная часть работы — нанесение левкаса, который делается на желатиновой основе, наносится в несколько слоев, каждый из которых просушивается. Заканчивается нанесение гипсового левкаса, и икона шлифуется до идеально гладкой поверхности.

Икона может быть выполнена с чеканкой, разнообразной композиционно, на полях, в фоне, на нимбах святых. Нанесение покрывного сусального золота довершает создание настоящего произведения искусства.

Зеркальная позолоченная поверхность иконы — одна из особых традиций палехского иконописания, хранящаяся годами в секрете и передающаяся по наследству, от отца к сыну. Чаще всего по зеркально позолоченной поверхности на изящных пластичных орнаментах выполняется эмаль, технология которой так же держится в тайне.
В мастерской Лопатина и Кузьменко создаются иконы разной степени сложности: с чеканкой и без нее, от простого поясного образа до сложнейших многофигурных композиций, проработанных детально на высоком уровне.

   

Сам процесс написания производится темперными красками, растворенными на яичном желтке. В старые времена писали иконы в Палехе несколько живописцев. Один писал одежду, платье, и называли его «платьечником». Другому поручали рисовать все до лица и других открытых частей тела. Такого мастера называли «доличник». Третий выполнял остальное — «личник».

В мастерской Лопатина и Кузьменко следуют старым традициям. Потому иконы выполняются несколькими мастерами: первый раскрывает в цвете фон, пейзаж, поля, одежду, санкирь. Потом икона переходит в руки «доличника», который четко и качественно ответственный этап — написание лика, который создает профессиональный мастер — личник. Завершающий этап — отделка икон, которая выполняется со строгим соблюдением технологии качества.

Сочная сила красок, изящество и выразительность рисунка, эмоциональность жестов, орнаментальная изысканность растительных форм, смелость и лаконизм композиций отличает иконопись мастерской Лопатина и Кузьменко. Вот так старый Палех обретает новое рождение, оживает примечательная особенность палехской иконописи: она хранила отблеск древнерусской художественной культуры, ее великих школ живописи: новгородской, строгановской, ярославской и московской. За это ценили старый Палех археологи, знатоки, любители. А сегодня бережно, талантливо, достойно представляет палехскую школу иконописная мастерская Лопатина и Кузьменко.