Мастерская Лопатина и Кузьменко
Статья О. Колесовой (ГМПИ) |
Богатый творческий опыт накоплен в коллективе иконописной мастерской Лопатина и Кузьменко, руководят которой Кузьменко Александр Валентинович и Лопатин Лев Николаевич. По словам Александра Кузьменко, опыт пришел не сразу. Знаний, полученных за годы учебы в Палехском художественном училище, было не достаточно. Помогали трудолюбие, стремление бережно изучать иконописное дело старых мастеров, советы опытных художников-иконописцев. |
Сегодня, опираясь на опыт старых мастеров, иконописцы мастерской Лопатина и Кузьменко создают произведения искусства, следуя православным канонам и традициям. Они имеют большой опыт иконописания и стенной росписи. Особенность их деятельности — высококачественное, профессиональное выполнение заказов.
О палехских иконописцах прошлых столетий писали: «Палешане — иконописцы, вгоняя краски в непросохшую известь штукатурки, облекали тексты священных писаний плотью жизни — если не той, какую видели, то той, которую представляли в творческом воображении... Они писали темперными красками с применением золота».
Художники мастерской Лопатина и Кузьменко так же, как в старые времена, выполняют художественнее работы темперными яичными красками и росписи твореным золотом. Кроме того, они освоили технику нанесения левкаса, чеканки по нему, позолоту натуральным сусальным золотом. Художники-иконописцы успешно сочетают старые приемы с современными долговечными материалами. Любая работа выполняется быстро и качественно при использовании современных материалов и строгом соблюдении традиций палехского иконописания. И, конечно, учитываются пожелания заказчиков.
|
||||
Сегодня, когда началось восстановление разрушенных храмов и строительство новых, растет и число выполняемых работ художниками мастерской Лопатина и Кузьменко.
Каковы же основные виды деятельности? Это прежде всего монументальная роспись храмов и написание разных видов икон: келейных, аналойных, семейных, именных, мерных, путевых, храмовых и иконостасных икон. А что можно сказать об особенностях технологи создаваемых произведений? Строгое соблюдение традиций палехского иконописания начинается с одного из важных этапов работы — отбора деревянного полуфабриката, который может быть изготовлен как из простых пород дерева, так и из ценных. Весь материал тщательно подготавливается и просушивается.
Важная часть работы — нанесение левкаса, который делается на желатиновой основе, наносится в несколько слоев, каждый из которых просушивается. Заканчивается нанесение гипсового левкаса, и икона шлифуется до идеально гладкой поверхности.
Икона может быть выполнена с чеканкой, разнообразной композиционно, на полях, в фоне, на нимбах святых. Нанесение покрывного сусального золота довершает создание настоящего произведения искусства.
Зеркальная позолоченная поверхность иконы — одна из особых традиций палехского иконописания, хранящаяся годами в секрете и передающаяся по наследству, от отца к сыну. Чаще всего по зеркально позолоченной поверхности на изящных пластичных орнаментах выполняется эмаль, технология которой так же держится в тайне.
В мастерской Лопатина и Кузьменко создаются иконы разной степени сложности: с чеканкой и без нее, от простого поясного образа до сложнейших многофигурных композиций, проработанных детально на высоком уровне.
Сам процесс написания производится темперными красками, растворенными на яичном желтке. В старые времена писали иконы в Палехе несколько живописцев. Один писал одежду, платье, и называли его «платьечником». Другому поручали рисовать все до лица и других открытых частей тела. Такого мастера называли «доличник». Третий выполнял остальное — «личник».
В мастерской Лопатина и Кузьменко следуют старым традициям. Потому иконы выполняются несколькими мастерами: первый раскрывает в цвете фон, пейзаж, поля, одежду, санкирь. Потом икона переходит в руки «доличника», который четко и качественно ответственный этап — написание лика, который создает профессиональный мастер — личник. Завершающий этап — отделка икон, которая выполняется со строгим соблюдением технологии качества.
Сочная сила красок, изящество и выразительность рисунка, эмоциональность жестов, орнаментальная изысканность растительных форм, смелость и лаконизм композиций отличает иконопись мастерской Лопатина и Кузьменко. Вот так старый Палех обретает новое рождение, оживает примечательная особенность палехской иконописи: она хранила отблеск древнерусской художественной культуры, ее великих школ живописи: новгородской, строгановской, ярославской и московской. За это ценили старый Палех археологи, знатоки, любители. А сегодня бережно, талантливо, достойно представляет палехскую школу иконописная мастерская Лопатина и Кузьменко.