Иконописные традиции Палеха

Палех — всемирно известный центр лаковой миниатюры, имеет глубокую прочную связь с традициями средневековой религиозной живописи. На протяжении нескольких столетий местные мастера стремились к тому, чтобы сохранить древние технические приёмы,  знание материалов и стилистических особенностей различных иконописных школ.

В начале XVII века опыты палехских крестьян в иконописном деле были единичны и осуществлялись под влиянием возникших ранее соседних иконописных центров: Холуя и Шуи. В XVIII веке уже большинство палехских семей, а также жителей окрестных деревень, было вовлечено в процесс создания икон. В Палехе, в отличие от Холуя, меньше производилось дешёвых расхожих икон, но не были приоритетными здесь и изящные, проработанные до мелочей, моленные образы, как во Мстёре. Палешане всегда считались лучшими исполнителями больших храмовых икон, а в XIX веке и  стенных росписей.

О местных иконописцах  ходила слава как о больших знатоках  древних или редких иконографических изводов. При этом палешане никогда не были педантичными переводчиками иконографических схем. Не нарушая их основы, в деталях они  предпочитали следовать своим вкусам и пристрастиям, обогащая эмоциональное содержание образа. Подобная творческая инициатива позволяла палешанам создавать удивительно поэтичные и вместе с тем строгие, немногословные и возвышенные образы.

Композиции палехских икон по большей части строго уравновешены, симметричны. Фигуры людей, как правило, удлинённых пропорций, представлены  в свободных поворотах. Несмотря на их лёгкость и грациозность, они отличаются материальностью, весомостью форм. Лики святых выразительны и эмоциональны. Но это не земная чувственность персонажей барочных картин, а едва уловимые переживания представителей горнего мира. Одно из главных достоинств палехских икон  — письмо ликов тонкими многослойными плавями. Пробела на ликах и обнажённых участках тела выполнялись белилами и нередко имели форму пятна, постепенно переходящего в тень. В моделировке фигур палешане использовали цветные пробела, отдавая предпочтение холодным, светло-бирюзовым оттенкам. Колорит палехских икон всегда характеризовался сдержанностью, отсутствием внешней эффектности.

   

С большим вдохновением палехские мастера писали высокие, поднимающиеся уступами горки с многочисленными лещадками и мягко склоняющимися вершинами, фантастические травы и деревья, затейливые шпили и башенки. В их очертаниях нет жёсткости, чёткой определённости объёмов: линия то яркая, упругая, то совсем исчезает, тая в светлом пространстве фона. Воздушность, живописность является  характерной особенностью лучших произведений палехской иконописи. Также свободно, верными ударами кисти палехские мастера наносили детали
орнамента, пробела, движки. Подобный артистизм, виртуозность освобождали работы палешан от налёта провинциального примитивизма. В палехских иконах, в отличие от икон других провинциальных центров, не было наивности и простодушия, как не было и стремления к украшательству.

Значительная роль в формировании  особенностей палехского стиля принадлежала внутреннему убранству местного Крестовоздвиженского храма. В делах Патриаршего казённого приказа сохранились отметки, из которых следует, что в 1696 году в Палехе устроена и освящена новая деревянная церковь во имя Воздвижения Креста Господня.  Каменный храм вместо деревянного начали строить на этом месте в 1762 году. Строительство велось на средства прихожан в течение двенадцати лет. В описи местного Крестовоздвиженского храма есть запись, свидетельствующая о том, что многие иконы, находящиеся в храме, привезены «из пределов Новгородских, Вологодских, Архангельских, где Палеховские иконописцы занимались работами в XVIII столетии…».

Эволюция палехского стиля на протяжении XVIII-XIX веков обусловлена влиянием на провинциальную иконопись приёмов светской живописи.  В иконопись Палеха активно проникали элементы стилей, господствовавших в светском искусстве: сначала барокко и рококо, позднее – классицизма и академизма. В своём творчестве палехские иконописцы нередко опирались на источники западноевропейского происхождения, следуя вкусам заказчиков, среди которых было немало представителей дворянской аристократии и нового духовенства.

Палехские иконы стараниями местных офеней расходились во все концы России, а также за границу, в Сербию и Болгарию,  в турецкие и австрийские владения. Роль офенства в развитии палехского искусства, несомненно, была очень велика. Офенство способствовало самому широкому знакомству палешан с иконописными традициями Москвы, Поволжья, Украины, Молдавии, Сербии, Болгарии.

Палешане были не только лучшими в России иконописцами, но славились и как мастера стенных росписей. Фрески Крестовоздвиженского храма в Палехе, выполненные в 1807 году, можно назвать первым опытом палешан в области монументальной живописи. Известный искусствовед, лучший знаток палехского искусства А.В.Бакушинский, назвал эти фрески «последней великой стенописью, завершающей цикл развития древнерусской религиозной живописной  традиции». Другой, не менее значимой работой палешан, была роспись Грановитой палаты в Московском Кремле, выполненная семьёй Белоусовых. Известны работы палешан по реставрации древних фресок во Владимирских соборах: Успенском и Дмитриевском, в Софии Новгородской, в соборах Московского Кремля и др. Расписывали палешане и скромные провинциальные храмы в соседних городах и сёлах: Кинешме, Вичуге,  Ярлыкове, Мугреевском.

Богатейшие традиции древнего иконописного промысла живы и сегодня. Почти двадцать лет палехские художники активно участвуют в деле возрождения русской иконописи. Палеху, как наиболее последовательному хранителю стилистических особенностей древнерусской живописи, в этом процессе отводится особая роль. По количеству занятых в настоящее время в иконописном промысле мастеров, по объёму выполняемых заказов Палех можно вновь назвать крупнейшим центром  православного искусства.

Немаловажное значение в развитии современного иконописного промысла  принадлежит Государственному музею палехского искусства, где находятся лучшие образцы местного иконописания, а также Палехскому художественному училищу им. А.М.Горького, в котором готовятся кадры будущих  мастеров. С момента организации этого учебного заведения в 1930-е годы, была утверждена методика преподавания, согласно которой, один из основных принципов обучения — копирование древних образцов русской иконописи, в том числе и работ старых палехских мастеров.

 

   

Палехское училище в разные годы закончили все художники, занимающиеся  ныне написанием икон и выполнением стенных росписей в храмах. Особо впечатляющих результатов добиваются молодые живописцы, которые ещё в годы учёбы определили для себя род будущих занятий и в качестве подмастерьев принимали участие в работе различных коллективов палехских иконописцев. Исторически сложилось, что профессионалов-одиночек в Палехе практически не было. Палешане предпочитали работать артелями, объединялись в мастерские.  Поэтому коллективный опыт работы является необходимым условием для достижения  высокого профессионального мастерства.

Такими профессионально состоявшимися иконописцами можно считать учредителей иконописной мастерской  Александра Кузьменко и Льва Лопатина.

Их творческий союз состоялся в 2002 году. Первой самостоятельной работой стала роспись Троицкой церкви в посёлке Мосрентген. В живописном убранстве храма преобладают единоличные изображения святых. Наиболее значительной композицией этого стенного цикла, занимающей верхнюю часть алтарного пространства, является «Покров Богоматери». Как правило, в творчестве палешан  важную роль играют орнаментальные украшения, придающие цельность и завершённость любой композиции или всей храмовой росписи. Данная традиция соблюдена и в живописном убранстве Троицкой церкви. На одной из наружных стен  этого  храма начинающими иконописцами выполнены две полнофигурные композиции — «Серафим Саровский» и «Великомученик Пантелеймон». Наружная живопись представляет определённые трудности и для опытных мастеров: прежде всего это проблема сохранности. Прежний опыт не имеет впечатляющих результатов, поэтому современные иконописцы более свободно обращаются к новым синтетическим материалам и технологиям стенной живописи. Но не забывают палешане и хорошо усвоенные навыки в применении листового и творёного сусального золота, а также в работе традиционными яичными красками.

В 2004 году молодые художники стали учредителями иконописной мастерской. Коллектив мастерской кроме учредителей не имеет постоянного состава, и каждый раз для выполнения крупного заказа привлекаются свободные мастера, имеющие опыт в выполнении монументальных росписей. Одна из последних значительных работ в храмовом интерьере — роспись купола и светового барабана  кладбищенской церкви Всех Святых в районе Сормово Нижнего Новгорода. В верхней  части купола находится изображение Пантократора, в основании — шестнадцать  ростовых фигур греческих и русских святых.

Немалый опыт накоплен молодыми мастерами и в деле создания иконостасных циклов, и в написании небольших моленных образов. Нередко  художники участвуют в процессе создания иконы от начала до конца. Начальный этап — подготовка основы. Иконная доска может быть выполнена из целого куска древесины или склеена из нескольких досок, дополнительно укреплённых врезными, как правило, профилированными шпонками. Самый подходящий материал для основы – липа. Доски большого размера иногда изготавливаются из хвойных пород. Следующий этап — многослойное наложение гипсового грунта — левкаса, который делается на желатиновой основе. Если фон иконы предполагается золотым, то на специальный состав наносится листовое сусальное золото. Большим спросом у заказчиков в последнее время пользуется золотой чеканный фон. Выполнить чеканку может не каждый иконописец, поэтому в Палехе, как и в старые времена, вновь появилась профессия чеканщика. Чеканка имитирует более древнюю обработку поверхности икон сканью, украшение басмой, кованым металлическим окладом. Рисунок палехской чеканки  тоже имеет свои традиции, как правило, это тонкий, изящный растительный орнамент.

Иконы в мастерской  пишутся, как и несколько столетий назад: яичными красками с использованием творёного золота в пробелах и орнаментальных деталях. Их авторов отличает бережное отношение к канону, стремление к сохранению лучших традиций местного иконописания, а также к их дальнейшему развитию.

У иконописцев не принято  ставить авторскую подпись на иконах, но это не означает отсутствия творческих работ. Даже при строгом соблюдении общепринятых правил, у мастера есть определённая свобода, иногда корректируемая заказчиком, в выборе иконографического образца, которого необходимо придерживаться. Художник может позволить себе внести  изменения, дополнения в иконографию, при условии, что они не будут противоречить православному канону. Творческая деятельность иконописца предполагает свободное владение навыками «личного» и «палатного» письма, умение «знаменить», т.е. самостоятельно без перевода выполнять контурный рисунок и всю композицию в целом. Иконы небольшого размера, предназначенные для частных собраний, в полной мере соответствуют данным критериям. Поэтому работы А. Кузьменко  и Л. Лопатина находятся во многих частных коллекциях, как в России, так и за рубежом. Сюжеты, к которым обращаются палехские мастера, самые разнообразные — это поясные и ростовые изображения святых, праздники, образы Христа и Богоматери. Как правило, выбор сюжета осуществляется заказчиком. Нередко его пожелания определяют и стилистическую направленность произведения, которая не всегда соответствует палехской традиции. Как и в старые времена, палехские иконописцы должны хорошо знать стилистические особенности различных иконописных школ, прежде всего новгородской, московской, строгановской, поволжской.  Но всё же более удачны те произведения палешан, где ощущается влияние местных традиций.

В современной иконописи вновь намечается тенденция увеличения заказов на работы во фряжской или академической манере. В своё время приверженцев «фрязи»  среди палехских мастеров и заказчиков было очень много. Фряжская манера характеризовалась более реалистическими приёмами  изображения пространства, пейзажа и архитектуры. В пейзаже палехские иконописцы предпочитали изображать  мягкие, тающие формы ландшафта, без вздыбленных горок с «пяточками» и «лещадками». Обилие голубого цвета с тональной нюансировкой воспринималось уже не как фон, а как пространственная среда, в которую погружались предметы и фигуры. Фигуры и лики святых трактовались объёмно, скульптурно, благодаря использованию светотеневой моделировки. Сдержанная благородная красочная гамма, возвышенные строгие лики, умеренность в проявлении чувств, отсутствие лишних деталей и подробностей отличали лучшие работы местных мастеров «фрязи». Современные палехские иконописцы стараются не уступать в мастерстве своим предшественникам.

Что касается больших храмовых икон или икон для иконостасов, которые написать одному художнику вряд ли по силам, то в последнее время вновь возвращается критикуемый ещё в XIX веке процесс деления мастеров на «доличников» и «личников».  Склонность художников к портрету или пейзажу, ставит перед ними проблему выбора жанра. Так и в иконописи: кому-то удаётся палатное письмо, кто-то виртуозно пишет складки и пробела, а у кого-то оживают лики святых. Поэтому в условиях артельного способа выполнения заказа данный метод действительно оправдывает себя.

Иконописная мастерская «Храм» успешно выполнила немало заказов по созданию иконостасных циклов, как для небольших сельских храмов, так и для кафедральных соборов. Иконописные работы этой мастерской находятся в храмах Дмитрия Солунского и Смоленской иконы Божьей Матери в Московской области, в храмах Архангела Михаила и Ксении Петербургской в Удмуртии, в ростовском соборе Александра Невского, в московском Новодевичьем монастыре.

С каждым годом совершенствуется  не только художественное мастерство палехских иконописцев, но, что более важно, становится более глубоким их понимание религиозных традиций. Творчество нового молодого коллектива, отличающееся стремлением к сохранению православных традиций, к решению более сложных художественных задач, к совершенствованию технологических процессов, повышающих качественный уровень живописных работ, несомненно, вносит весомый вклад в упрочение Палеха как ведущего иконописного центра.

В сегодняшней России, когда чувство национальной гордости находится в зачаточном состоянии, а деяния предков подвергаются критике, Палех демонстрирует живую связь времён, подтверждая слова Н Бердяева, что «жизнь нации, национальная жизнь есть неразрывная связь с предками и почитание их заветов».

О. Колесова

Государственный музей палехского искусства